Огнеборцы в автомобиле

загрузка...

С чем связана покупка огнетушителя для большинства автовладельцев? Правильно, он необходим для того, чтобы соблюсти формальности в общении с ГИБДД. Огнетушитель на борту машины должен быть — и точка. Но какой? Который готов вступить в борьбу с огнем и победить его или тот, который есть та самая не способная ни на что «формальность»? Увы, жизнь и дорога часто дают нам очень дорогие уроки. Известные сайты в интернете буквально напичканы роликами с регистраторов или мобильных телефонов, на которых автомобили сгорают за считаные минуты, а их владельцы при этом пытаются справиться с огнем, но все их усилия тщетны. В итоге имущество стоимостью миллион и более рублей, часто незастрахованное (!), на глазах владельца исчезает в пламени. Хотите пополнить ряды этих бедолаг? Нет? Тогда разберемся, что есть правильный огнетушитель, который спасет ваше движимое имущество от огня.

Первый вопрос, возникающий у рядового автолюбителя, который смотрит на прилавок с огнетушителями, — какого объема он должен быть? Если вы являетесь владельцем легкового автомобиля, джипа, микроавтобуса или легкого грузовика, то, как показывает практика, оптимальным будет двухлитровый огнетушитель. При использовании качественного, современного огнетушащего вещества «огнеборец» указанного выше объема позволит не только эффективно сбить пламя, но и полностью ликвидировать очаг возгорания, не дав пламени шансов уничтожить ваше движимое имущество. Брать на борт огнетушитель большего литража, пожалуй, не имеет смысла.

Во-первых, он будет иметь существенно большие габариты и вес, следовательно управляться с ним будет непросто. А в ликвидации очага возгорания мобильность и свобода действий очень важны.

Во-вторых, громоздкий баллон займет полезное пространство в багажном отсеке. Для городских малолитражек это просто неприемлемо. Для комплектации грузовиков средней и большой грузоподъемности можно рекомендовать два двухлитровых огнетушителя. Один из них можно разместить в кабине, что называется, под рукой, а другой расположить в кузове или, как вариант, в инструментальном ящике. Такие часто подвешивают с одной из сторон рамы под кузовом. Различные аэрозольные баллончики, красивые, миниатюрные емкости из полированного металла или яркого пластика и прочие «маломерки» лучше обходить стороной. Объем активного вещества, заключенного в них, может оказаться недостаточным для полного подавления очага возгорания. Красота спасает мир, но неэффективна в борьбе с огнем.

Итак, с объемом огнетушителя определились: оптимальный — два литра. Теперь поговорим об активном веществе, которое, собственно, и борется с огнем.

Активное вещество

Автомобиль собирается из разных материалов, которые горят с различной интенсивностью и температурой. Кроме того, в баке имеется запас топлива, а в картере мотора плещется масло. Столь широкий спектр горючих веществ вынуждает производителей огнетушителей особо тщательно подходить к подбору огнетушащего вещества. Каждая компания имеет свое видение того, чем должны заправляться ее огнетушители. Одни предпочитают применять поли- и моносоставные порошки, другие отдают предпочтение газам и аэрозолям, третьи остановили свой выбор на жидких реагентах. У каждого свои доводы в пользу применяемого состава, и каждый прав по-своему. Однако, как показали практика и полевые испытания, применительно к автомобильному транспорту лучшие результаты демонстрируют комбинированные воздушно-эмульсионные композиции огнетушащих веществ. Именно к таким относится состав, заправляемый в огнетушители «БОНТЕЛ».

При тушении автомобиля важно не просто сбить пламя, но и полностью «задушить» процессы тления, не дав огню вновь разгореться и набрать силу. Судите сами, если брать для сравнения порошковый состав, то он уступает газу и эмульсии в купировании тлеющих очагов — зона горения порошком не охлаждается, поэтому возможны повторные возгорания. Кроме того, он имеет свойство слеживаться, что опять-таки ухудшает его свойства. Также не станем отрицать очевидного: при перепаде температур и, соответственно, изменении влажности внутри баллона порошок постепенно приходит в негодность. А ведь, как правило, производители порошковых огнетушителей указывают для них достаточно большие сроки годности. Также не стоит упускать из внимания тот факт, что при распылении порошка в воздухе повисает плотное облако мелкой пыли, которая как завесой закрывает от ваших глаз очаг возгорания. В итоге вы уже не понимаете, куда направлять огнетушитель! Кроме того, вдыхать распыленное в воздухе вещество чрезвычайно вредно для здоровья. Но об этом вас никто не предупреждает. Еще один минус порошка — попадая на предметы интерьера салона автомобиля, он въедается в них настолько, что их придется заменить!

Для углекислотных огнетушителей актуальна другая проблема — сжатие газа при отрицательных температурах. Если возгорание произошло в мороз, то эффективность огнетушителя будет, скажем так, отличаться от заявленной, а по-простому, может оказаться малоэффективной. Однако проблемы могут возникнуть не только в холода. Одной из опасностей для человека, которую несут углекислотные огнетушители, является очень низкая температура газа (-40...-50 градусов Цельсия) на выходе из баллона. Не зная этой особенности, неопытный автолюбитель, борясь с возгоранием, может получить сильный ожог! Кроме того, из-за высокого давления в баллоне для его стенок предусматривают запас прочности, вследствие чего они имеют большую толщину и огнетушитель получается массивным, тяжелым. Это затрудняет его использование слабым полом. А женщин за рулем автомобилей с каждым годом становится все больше и больше.

Воздушно-эмульсионные огнетушители данного недостатка лишены. Единственное, что может вызывать некоторую озабоченность, — это замерзание эмульсии при резко отрицательных температурах. Однако происходит это только при температуре ниже —23 градусов Цельсия, а при ее повышении состав полностью восстанавливается. Для справки: верхний рабочий предел по температуре составляет +50оС. 

Как известно, лучшее подтверждение заявленных свойств, качеств и рабочих характеристик любого огнетушителя — его испытания в реальных условиях, то есть подавление возгорания транспортного средства. Не так давно сотрудники компании «БОНТЕЛ» провели демонстрацию работы своих огнетушителей на базе крупного перевозчика Московского региона — компании «Мосгортранс». Задача заключалась в ликвидации возгорания в различных элементов салона автобуса. Задействованы были двухлитровые огнетушители «БОНТЕЛ» и пятилитровые углекислотные другого производителя. По этическим соображениям мы не станем называть его имени. За сутки перед началом испытаний огнетушители были помещены в климатическую камеру, где охладились до температуры —16 градусов Цельсия.

На первом этапе необходимо было ликвидировать возгорание двух сидений. Так вот, с поставленной задачей углекислотный огнетушитель не справился, так как из-за низкой температуры газ сжался внутри баллона и напор струи газа был недостаточным. А двухлитровый, воздушно-эмульсионный сбил пламя и подавил процессы тления за считаные секунды. При этом его заряд не был израсходован и наполовину.

Было принято решение продолжить испытания, в которых участвовал только огнетушитель BONTEL. Оставшимся в баллоне активным веществом эксперты смогли потушить... только вдумайтесь, всю заднюю часть салона! Можно сколько угодно спорить, какой из огнетушащих составов лучше, но практика в очередной раз доказала эффективность воздушно-эмульсионных огнетушителей.

Кстати, в огнетушителях «БОНТЕЛ» используется оригинальный огнетушащий состав. Его уникальность, в частности, заключается в том, что благодаря образованию на обработанной поверхности тончайшей пленки полностью исключается поступление к очагу возгорания кислорода (окислителя, без которого невозможен процесс горения), тление и повторное воспламенение материала). Это очень важно, так как огонь — очень коварный враг, а в автомобиле пламя, как в известной песне, может вновь разгореться всего из одной искры. И, конечно же, не забудем про такое свойство огнетушащего состава, как его экологичность и возможность удаления с обработанных поверхностей без использования дорогой и агрессивной химии. Мы спасаем свой автомобиль, чтобы продолжить его эксплуатацию, а не для того, чтобы сдать в металлолом из-за того, что невозможно избавиться от огнетушащего вещества, осевшего в салоне. Бескомпромиссность к огню и дружелюбие к машине — вот неоспоримое преимущество огнетушащих составов «БОНТЕЛ».

Особенности конструкции

Теперь уделим внимание особенностям конструкции огнетушителей и, в частности, акцентируем внимание на ряде важных моментов. Так, продавцы часто приводят как неоспоримое преимущество того или иного изделия наличие на баллоне индикатора давления в виде небольшого манометра с цветными секторами. Идея проста — если стрелка прибора находится в зеленом секторе, то прибор в полной боевой готовности. Если переместилась на красное поле — огнетушитель требует обслуживания. Вопрос — действительно ли манометр необходим огнетушителю или все-таки он есть элемент стайлинга? Специалисты едины во мнении: манометр — важный элемент огнетушителя, так как дает понимание того, в каком состоянии он находится. Именно по этой причине огнетушители «БОНТЕЛ» имеют данные индикаторы.

Никто не станет спорить, что абсолютно герметичных огнетушителей в природе не существует. При каждом перепаде температур, вследствие насосного эффекта происходит (пусть и незначительный) подсос воздуха в баллон и изменение его внутреннего давления. Разумеется, чем больше переходов через «ноль» переживет огнетушитель, тем быстрее происходит выравнивание давления снаружи и внутри его баллона. Учитывая это обстоятельство, компания «БОНТЕЛ» не только применяет качественную запорную аппаратуру и уплотнители, но и закачивает при заправке огнетушителя дополнительный объем газа, который с учетом газообмена обеспечивает работоспособность оборудования на протяжении всего гарантийного срока эксплуатации — 10 лет. После этого может быть произведена перезарядка огнетушителя. Сделать это можно в специальных сертифицированных центрах, расположенных во всех федеральных округах Российской Федерации. Дополнительную информацию по данному вопросу можно получить на странице www.bontel.ru.

Идем дальше. Важное значение имеет материал, из которого изготовлен баллон. Если компания-производитель делает ставку на срок службы своего оборудования, то это будет однозначно нержавеющая сталь. Кстати, «БОНТЕЛ» единственный (!) производитель в России, который серийно выпускает огнетушители из этого материала, что предопределяет длительный срок их службы. Чем же хороша нержавейка? Во-первых, она не подвержена коррозии. А именно окислы оказывают негативное влияние на активное вещество, находящееся в баллоне. Чтобы подтвердить сказанное, достаточно посмотреть на дешевые баллоны, изготовленные из обычного метала, — «чернушки». Такие часто «цветут» снаружи и изнутри уже после непродолжительного периода эксплуатации. Что касается огнетушителей в пластиковых корпусах, то их проблема — способность выдерживать регламентированные внешние нагрузки. По ударопрочности пластик однозначно проигрывает металлу.

Автономные системы

Отдельного внимания заслуживают автономные колбы и герметичные СГП (средство газового пожаротушения) «БОНТЕЛ», предназначенные для ликвидации очагов возгорания в моторных отсеках. Полная автономность означает, что нет никакой привязки указанных устройств к бортовой электросети автомобиля. Фактически это значит, что «БОНТЕЛ» можно размещать там, где имеется для этого достаточно свободного места. Автономные колбы изготавливаются из травмобезопасного бор-силикатного стекла. Емкость закачанного в них активного состава- 600 мл. Принцип действия прост: при воздействии на колбу открытого пламени и достижении жидкостью температуры 90оС происходит увеличение внутреннего давления и саморазрушение сосуда. В результате микровзрыва огнетушащее вещество распределяется в защищаемом объеме, например моторном отсеке, и очаг возгорания ликвидируется. Как показали испытания, одна колба способна взять под защиту отсек объемом до восьми кубических метров.

СГП представляют собой емкости высокого давления различного объема, внешне похожие на сифонные баллоны. На их горловину монтируется запорно-пусковое устройство (аналог предохранительно-теплового замка), которое отрегулировано на строго определенную температуру срабатывания. Среди стандартных величин активации: 93, 141, 182 градусов Цельсия.

На безопасности не экономят

И в заключение хотелось бы напомнить всем автовладельцам простую и многократно подтвержденную практикой истину: «На безопасности не экономят». При выборе шин мы ориентируемся на тесты авторитетных изданий и приобретаем «резину» из тройки лидеров. Мы понимаем — на дороге автомобиль должен вести себя прогнозируемо в любых условиях. При покупке тормозных колодок также не экономим — машина должна остановиться до препятствия, а не погасить скорость от удара о него! Вопрос — тогда почему, выбирая огнетушитель в свой часто весьма и весьма недешевый автомобиль, мы делаем выбор в пользу дешевых, малоэффективных, а часто и просто не способных справиться с пламенем огнетушителей?

Если вам дорого ваше движимое имущество, вы человек разумный и не экономите на безопасности, то и выбор «огнеборца» должен быть сделан правильно. Тогда огнетушитель не подведет в критической ситуации, эффективно справится с огнем и отработает каждый затраченный на его покупку рубль.

Кстати о цене. Здесь уместна вторая народная мудрость: «Скупой платит дважды». Подделки и огнетушители от неизвестных производителей имеют очень привлекательную стоимость. Однако это деньги, которые просто выкинуты. Дешевки либо просто не срабатывают в критической ситуации, либо не способны затушить даже тлеющий окурок! Эффективный огнетушитель не может стоить копейки по определению. Но если понимать, за что мы платим, вопросов, как правило, не остается. Например, при стоимости двухлитрового огнетушителя «БОНТЕЛ» в розничной торговой сети около 4500 рублей. Зная срок его службы — 10 лет — получаем, что в год на безопасность вы тратите всего 450 руб.! Это разумная плата за безопасность, согласитесь! И, самое главное, надежный, эффективный огнетушитель, в отличие от дорогостоящих опций, которые интегрируются в машину (спутниковая сигнализация, предпусковой подогреватель и так далее), всегда можно забрать и положить в новый автомобиль! А за 10 лет службы «огнеборца» вы смените транспортное средство минимум дважды.

Источник: zr.ru

загрузка...