Режим работы:
ПН - ВС: с 12:00 до 22:00
Перезвоните мне

Автокондиционеры - неисправности, проблемы и их причины

Кондиционер в современном автомобиле не роскошь - а жизненная необходимость, особенно в жаркий период. Несмотря на достаточно простое устройство автокондиционера, в процессе эксплуатации или обслуживания могут появляться проблемы. Не будем углубляться в физические принципы холодильного цикла, а расскажем об наиболее частых проблемах и их причинах. В данной статье будет встречаться критический взгляд на работы, выполняемые дилетантами, заправка кондиционера —  это не подкачка колёс.

Высокое давление

При повышенном давлении в контуре кондиционера автомобиля испаряется недостаточно фреона, в следствии чего снижается хладопроизводительность, кондиционер самопроизвольно отключается. Такая неисправность может привести к разрыву гибких элементов фреонопровода, срыву предохранительного клапана на компрессоре (при его наличии), попаданию жидкой фракции во всасывающий коллектор компрессора, выходу его из строя и последующему загрязнению контура продуктами износа. На некоторых моделях авто данная неисправность сопровождается перегревом двигателя при работе кондиционера.

Если кондиционер несколько лет исправно работал, а в самый разгар очередного сезона стал самопроизвольно отключаться в жаркую погоду, при диагностике выявлено завышенное давление в контуре (25 bar и более) — следует обратить внимание на конденсатор (наружный радиатор кондиционера). В следствии попадания грязи, насекомых, дорожных реагентов происходит разрушение гребёнки и снижается эффективность конденсации фреона. Иногда причиной отказа становится тополиный пух. Для нормальной работы кондиционера следует заменить поврежденный радиатор.

Другой причиной может являться неработающий вентилятор охлаждения конденсатора. В зависимости от модели двигателя, тип и количество вентиляторов может отличаться. В большинстве случаев стоит отдельный электрический вентилятор, который включается при работе компрессора кондиционера. Хотя в современных авто все чаще встречается один большой вентилятор с цифровым управлением числа оборотов.

Еще одной причиной роста давления в системе кондиционера является наличие неконденсируемых газов (воздуха) в контуре, а так же чрезмерная заправка хладагентом. Практически всегда виной низкая квалификация, отсутствие нормального оборудования при осуществлении заправки. Частенько в жаркую погоду в местах скопления автомобильных пробок, у дороги стоят "заправщики" с баллонами фреона. Дело в том, что в пробке чаще всего проявляются дефекты и происходят поломки автокондиционера из-за недостаточного потока набегающего воздуха. В результате у рядового автолюбителя складывается впечатление что заправить фреон - все равно что залить жидкости в омыватель.

Заправить кондиционер авто самостоятельно

Нормы заправки фреоном устанавливаются автопроизводителем для конкретной модели, но всегда заправка подразумевает полную эвакуацию фреона, вакуумирование контура и последующую заправку строго по весу. Заправить автокондиционер ориентируясь по давлению, конечно можно, но для этого потребуется какое-никакое более серьезное оборудование, например цифровая манометрическая станция с термощупом, ну и разбирающийся в теме специалист. Но и в таком случае предварительная откачка всех газов из контура вакуумным насосом обязательна. Для этого требуется и больше времени и более дорогое оборудование, нежели дешевый манометр со шлангами за 30$.

Но зачем это нужно, когда можно прикрутить шланг к баллону, накинуть адаптер на заправочный порт и заливать фреон, пока не подует холодом. Для особо продвинутых автовладельцев, особенно любящих заливать различные "ремонтные" нано-составы и тех. жидкости, в продаже существуют небольшие баллончики с маленьким манометром и адаптером для самостоятельной заправки автокондиционера.

В результате такой "заливки фреона" напрямую с баллона, в контур зачастую запускают воздух. Небольшое количество воздуха в контуре не приведет к мгновенным последствиям, но вероятно станет причиной более серьезных проблем в скором будущем — окисление масла и выход из строя компрессора. К тому же остается неизвестным состав и количество газа в контуре кондиционера.

Коварство еще заключается в том, что сразу после такой заправки кондиционер начинает неплохо охлаждать воздух, особенно если процесс заправки выполняют жидкой фракцией хладагента. Процедура заняла пару минут, в салоне веет прохладой - клиент доволен. И тут как повезет — но чудес не бывает. Зачастую в будущем приходится обращаться в специализированный сервис, где возможно будет ждать более дорогой ремонт, в следствии того что натворили дилетанты.

Не включается компрессор

Для начала следует убедиться в том, что температура окружающего воздуха положительна. На большинстве современных автомобилей имеется индикатор "снежинка", который иногда загорается на приборной панели, когда температура воздуха опускается ниже 4°C. В такую погоду компрессор кондиционера включаться не будет.

При низком давлении хладагент, обычно настолько что контур почти пустой, компрессор кондиционера не будет даже пытаться включиться. Зачастую в такой ситуации автомобилисты едут на заправку автокондиционеров, ожидая что нужно всего-лишь заправиться фреоном. Опытный мастер обычно спросит о предыстории неисправности: производились ли работы связанные с разгерметизацией контура, ДТП и тому подобное. Затем проверит давление в системе, герметичность контура, произведет диагностику электрических цепей и только убедившись в исправности начнет производить заправку.

В настоящее время "специалистов" по автомобильному кондиционированию хватает на каждой шиномонтажке. В результате клиенту банально "впаривают" диагностику климат-системы путём закачки небольшой порции хладагента. Если компрессор включается, производится последующее всасывание фреона силами компрессора, если нет — "это вам к автоэлектрику", "нужно менять компрессор" и так далее.

Для начала следует убедиться в наличии минимального давления в контуре кондиционера, присоединив к заправочным портам манометрический коллектор со специальными адаптерами. Если какое-никакое давление присутствует - в большинстве случаев этого достаточно для пуска компрессора. В случае если давление слишком низкое стоит произвести опрессовку кондиционера, например азотом, затем немного спустить до 2-5 bar и попробовать произвести запуск компрессора на пару секунд. По показаниям манометра становится понятно работает компрессор или нет: на порту низкого давления оно начнет уменьшаться, на порту высокого соответственно возрастать.

Большинство компрессоров на автомобилях с ДВС имеют специальную электромагнитную муфту, которая при подаче питания приводит в ход вал компрессора. Проверить исправность самой муфты достаточно просто: необходимо отсоединить штекер с муфты от проводки со стороны блока управления и подать на муфту питание с аккумулятора. Работа муфты сопровождается характерным звонким щелчком.

Достаточно часто причиной неисправности становится предохранитель на муфту кондиционера или на вентилятор. Найти расположение предохранителей можно в инструкции по эксплуатации, в предохранительных коробках они обычно обозначены снежинкой. 

Если муфта кондиционера исправна, давление в контуре имеется, все предохранители в порядке, но компрессор по прежнему не включается — следует проверить датчик давления хладагента. На старых автомобилях этот датчик механический, более корректно его назвать реле давления - он просто замыкает контакты при заданном диапазоне давления. Обычно они бываю 2-х, 3-х, 4-х контактными, на датчике с двумя контактами достаточно замкнуть оба контакта куском провода, чтобы имитировать рабочее давление в системе. Датчики на 3 и 4 контакта обычно имеют два рабочих диапазона - одна пара контактов включает и выключает компрессор, другая — вентилятор конденсатора.

В современных автомобилях могут применяться цифровые датчики давления, а за включение компрессора и вентилятора отвечает блок управления двигателем. При поиске неисправности в таком случае потребуется компьютерная диагностика. При этом нужна не самая дешевая "приблуда" типа ELM-327, а нормальный диагностический адаптер либо дилерский либо мультимарочный профессионального уровня.

Начиная где-то с 2005 года устанавливается компрессоры кондиционера с электромагнитным клапаном. Электромагнитный клапан служит для регулирования производительности компрессора при постоянном вращении его вала. На современных гибридных и электро автомобилях устанавливаются компрессоры с электрическим приводом. Такие системы более требовательны к профессиональному подходу при заправке, диагностике и ремонте кондиционера. Требуются специальное масло для кондиционера.

Запах сырости при работе кондиционера

При испарении фреона происходит охлаждения испарителя (радиатора кондиционера) установленного в салоне автомобиля. На холодном металле образуется конденсат (роса) — так происходит постепенное "осушение" воздуха  при работающем кондиционере. При нормальной работе кондиционера происходит отбор только излишней влаги из воздуха, благодаря чему микроклимат внутри такого автомобиля гораздо лучше чем с открытыми окнами. К тому же это препятствует запотеванию стёкол.

В любом кондиционере существуют специальные дренажные каналы для отвода и слива конденсата на улицу. Поэтому под стоящим со включенным кондиционером автомобилем образуется лужица воды. Но со временем дренажи забиваются грязью, пухом, частичками листвы и вода начинает скапливаться внутри короба с испарителем. Начинает запотевать лобовое стекло при работе кондиционера. На некоторых автомобилях эта вода выливается на ноги при резких поворотах.

Из-за повышенной влажности в этом грязевом субстрате, забившем дренажные отверстия, начинают размножаться бактерии и грибки. Это усиливает неприятный запах, а так же становится причиной заболеваний. В подавляющем большинстве случаев того, что человек простывает от кондиционера виновато не переохлаждение, а именно отсутствие своевременной санации.

Иногда производят обработку сухим туманом или специальными шашками, спреями-пенами и так далее. В таком формате существуют специальные антисептические составы для санации климат-системы, но в большинстве случаев такими действиями просто пытаются скрыть неприятный запах. Без чистки сливных отверстий такая обработка по-просту не имеет никакго смысла.

Слабый поток воздуха

Обычно достаточно заменить или хотя-бы прочистить салонный фильтр. В случае его отсутствия возможно забитие гребенки радиаторов пухом и прочей грязью — в таком случае зачастую без серьезной разборки не обойтись.

В современных автомобилях с электронным управлениям воздушными заслонками неисправность или отсутствие адаптации сервоприводов могут стать причиной недостаточного потока воздуха. Адаптация климатической системы выполняется с помощью диагностического сканнера. В случае выяления неисправности для её устранения возможно потребуется глубокая разборка всей климат-системы.

Неисправность вентилятора или регулятора оборотов вентилятора тоже может быть причиной недостаточного потока воздуха, но такая неисправность обычно выявляется на слух: при изменении режима звук работающего вентилятора никак не меняется.

Дует холодом в одну сторону

Некоторые модели автомобилей имеют раздельный климат-контроль, позволяющий настраивать различную температуру на водительскую и пассажирскую стороны. Обычно это реализовано системой заслонок, замешивающих тёплый поток воздуха с радиатора отопителя и холодный с испарителя. Неисправность или отсутствие адаптации такой заслонки может приводить к тому что на водителя дует холодный воздух, а на пассажира горячий.

В завсисимости от конструктивного исполнения, неисправный электронный кран отопителя (электроклапан печки) может приводить к тому, что при исправном кондиционере некоторе время идет холодный воздух, но по мере разогрева двигателя автомобиля из некоторых заслонок начинает дуть горячий поток воздуха.

Как часто нужно обслуживать кондиционер в автомобиле?

Хотелось написать тут две вещи: "Работает— не лезь. Не мешай машине нормально работать" и "Кроилово приводит к попадалову". Если Ваш кондиционер достаточно холодит, но при этом вам хочется что-там обыслужить или кто-то вам напел о том что фреон необходимо менять как масло или антифриз - не нужно вообще трогать контур кондиционера. Это похвально— любить и ухаживать за своим автомобилем, но достататочно будет:

  • произвести чистку дренажных каналов
  • дезинфекцию испарителя
  • замену салонного фильтра
  • чистку конденсатора
  • адаптацию заслонок климат-системы

Современные халадагенты для автокондиционеров не деградируют, не разлагаются со временем. Они могут только утекать из системы, но утечки стоит устранять. Тухлый кислый запах при утечки фреона может быть обусловлен попаданием воздуха и влаги в контур, например при предыдущем облуживании.

Многие сочтут это за рекламу, но многие клиенты уже убедились, что для нас важны репутация и результат. Поэтому доверяйте заправку кондиционеров профессионалам. Мы никогда не пугаем страшными байками и сказками, например про "тухлый фреон", который нужно менять. Просто мы не делаем "залипуху", например дозаправку кондиционера.

Комментарии
Денис 15.06.2019, 15:14
Было дело когда мне сдували контур - вонь стояла как в старой морозилке. Мастер сказал что "фреон стух" =)))
Написать комментарий
29 + ? = 39